Анатолий Королев «Это любовь или просто почудилось» (1970)
Анатолий Королев «Парень с песней шел по свету» (1968)
Биографическая справка
Анато́лий Алекса́ндрович Королёв (род. 23 декабря 1949, Ленинград) — советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999).
Королёв окончил Десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории и Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования (проф. Е. П. Кудрявцева) и композиции (1975, класс В. И. Цытовича). Позже завершил аспирантуру по композиции (класс проф. Б. А. Арапова). Он является профессором Петербургской консерватории и заслуженным деятелем искусств России.
Королёв является автором симфонических, кантатно-ораториальных, хоровых, органных, камерных вокальных и инструментальных произведений. Он активно работает в области электронной музыки и является автором книг, посвященных компьютерной музыке, таких как «Бесплатные компьютерные программы для музыканта» (Композитор • СПб, 2008) и «Музыкально-компьютерный словарь» (Композитор • СПб, 2000).
Среди наиболее значительных сочинений композитора: симфоническая поэма «О траве, камнях и воде», оратория «Житие князя Владимира» на тексты из древнерусских летописей и былин, хоровой концерт «Слава Богу за всё» на текст акафиста Григория Петрова, «Адажио» для хора и струнного оркестра, «Большой распев» для струнных, клавесина и ударных, а также электронная композиция «shalyapin.wav».
Он является членом Союза композиторов Санкт-Петербурга. Его сочинения исполнялись во многих городах России, в различных странах Европы, в США, Японии, Австралии и Южной Америке. Музыка Королёва транслировалась по радио в ряде европейских стран и звучит в программах международных фестивалей современной музыки в России и за рубежом.
Характеристика музыки
Королёв известен своими минималистическими композициями, которые обладают новаторскими элементами и способны вовлечь слушателя, ведя его через музыкальные образы. Его музыка не кричит, но заставляет прислушиваться и обнаруживать потаенные смыслы, подкупающие своей человеческой трепетностью.
Музыкальные произведения Королёва часто содержат иронические, но одновременно серьёзные аллюзии к различным философским и культурным символам. Например, название одной из его пьес отсылает к роману Виктора Пелевина «Чапаев и пустота», хотя конкретная программа в музыке отсутствует.
Королёв также известен использованием нестандартных инструментов и приемов для создания драматических эффектов. Например, в композиции «Лернейская гидра» ансамбль состоит из девяти исполнителей, чьи инструменты специально расстроены для создания нужного звучания. В этой композиции используются доски, которые ломает исполнитель на ударных, чтобы передать хруст костей жертв мифической гидры.
Основные сочинения
- Симфоническая поэма «О траве, камнях и воде»
- Оратория «Житие князя Владимира»
- Хоровой концерт «Слава Богу за всё»
- «Адажио» для хора и струнного оркестра
- «Большой распев» для струнных, клавесина и ударных
- Электронная композиция «shalyapin.wav»
- Две композиции для eNsemble