Русские народные песни

Русские народные песни

Казачья народная песня «Ой, то не вечер, то не вечер» (1990)

Проводы русской зимы. Ансамбль Дмитрия Покровского и акробатический аттракцион «Масленица» (1985)

Русская народная песня «Студеный колодец». Поет Людмила Рюмина. Голубой огонек (1980)

Поёт Ольга Воронец (1988)

Ленинградский диксиленд — джазовая композиция «Калинка» (1968)

Лидия Русланова «Вот мчится тройка удалая» (1962)

Людмила Рюмина. Русская народная песня «Эх, матушка, грустно мне» (1983)

Юрий Гуляев — Русская народная песня «Эх, Настасья» (1969)

Людмила Зыкина. Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно» (1989)

Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Песня «Гуляю я до полночи». Голубой огонек (1980)

Лидия Русланова «Валенки»

Ансамбль «Русская песня» — «Летят утки» (1983)

Русская народная песня: Характеристика и особенности

Русская народная песня представляет собой фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передается из уст в уста. Это результат коллективного творчества, который тесно связан с бытом и трудовой деятельностью русского народа. Народные песни исполняются во время различных видов труда, таких как бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные, а также во время земледельческих и семейных обрядов и праздников — колядок, масленичных, веснянок, купальских, свадебных, похоронных и игровых песен.

Русские народные песни
Русские народные песни

Особенности музыкально-поэтического языка

Русские народные песни отличаются от западноевропейской классической музыки по многим аспектам. Традиционная культура и её синкретизм, а также устная передача песен, определяют их уникальный музыкально-поэтический язык. Классификационные категории и методики анализа, используемые в профессиональной музыке (такие как такт, метр, гармонические лады), не применимы к музыке устной традиции.

Ритмическая организация

Русский песенный фольклор характеризуется разнообразием ритмических структур. В песнях часто встречаются ритмы, основанные на чередовании акцентируемых и неакцентируемых, кратких и долгих звуков, а также восходящих и нисходящих мелодических ходов. Ритмическая акцентировка в народных песнях носит временной, а не динамический характер, что отличает её от тактометрических структур западной музыки.

Звуковысотные особенности

Русские народные песни демонстрируют явления, которые не имеют аналогов в западноевропейской музыке, включая модальную музыку Средневековья. К таким явлениям относятся флуктуация вокального строя (изменение строя в процессе исполнения), переменность интервального рода (некоторые напевы могут быть исполнены в диатонической или пентатонной шкале), отсутствие ладовой нагрузки у концевого тона и явление «конечного неустоя». В народных ладах часто присутствует центральный тон, который освобождает конечный тон от функции главного устоя.

Региональные различия и историческая многослойность

Ладовая система русского песенного фольклора сложна и неоднородна, что объясняется широким разнообразием региональных традиций (локализм) и их формированием в разные исторические эпохи (полистадиальность). Это разнообразие делает русскую народную песню уникальной и многогранной частью мирового музыкального наследия.

Таким образом, русская народная песня является важным элементом культурного наследия, отражающим быт, труд и обряды русского народа, а также его музыкальные традиции и инновации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Музыка СССР и России