Казачья народная песня «Ой, то не вечер, то не вечер» (1990)
Проводы русской зимы. Ансамбль Дмитрия Покровского и акробатический аттракцион «Масленица» (1985)
Русская народная песня «Студеный колодец». Поет Людмила Рюмина. Голубой огонек (1980)
Поёт Ольга Воронец (1988)
Ленинградский диксиленд — джазовая композиция «Калинка» (1968)
Лидия Русланова «Вот мчится тройка удалая» (1962)
Людмила Рюмина. Русская народная песня «Эх, матушка, грустно мне» (1983)
Юрий Гуляев — Русская народная песня «Эх, Настасья» (1969)
Людмила Зыкина. Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно» (1989)
Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Песня «Гуляю я до полночи». Голубой огонек (1980)
Лидия Русланова «Валенки»
Ансамбль «Русская песня» — «Летят утки» (1983)
Русская народная песня: Характеристика и особенности
Русская народная песня представляет собой фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передается из уст в уста. Это результат коллективного творчества, который тесно связан с бытом и трудовой деятельностью русского народа. Народные песни исполняются во время различных видов труда, таких как бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные, а также во время земледельческих и семейных обрядов и праздников — колядок, масленичных, веснянок, купальских, свадебных, похоронных и игровых песен.
Особенности музыкально-поэтического языка
Русские народные песни отличаются от западноевропейской классической музыки по многим аспектам. Традиционная культура и её синкретизм, а также устная передача песен, определяют их уникальный музыкально-поэтический язык. Классификационные категории и методики анализа, используемые в профессиональной музыке (такие как такт, метр, гармонические лады), не применимы к музыке устной традиции.
Ритмическая организация
Русский песенный фольклор характеризуется разнообразием ритмических структур. В песнях часто встречаются ритмы, основанные на чередовании акцентируемых и неакцентируемых, кратких и долгих звуков, а также восходящих и нисходящих мелодических ходов. Ритмическая акцентировка в народных песнях носит временной, а не динамический характер, что отличает её от тактометрических структур западной музыки.
Звуковысотные особенности
Русские народные песни демонстрируют явления, которые не имеют аналогов в западноевропейской музыке, включая модальную музыку Средневековья. К таким явлениям относятся флуктуация вокального строя (изменение строя в процессе исполнения), переменность интервального рода (некоторые напевы могут быть исполнены в диатонической или пентатонной шкале), отсутствие ладовой нагрузки у концевого тона и явление «конечного неустоя». В народных ладах часто присутствует центральный тон, который освобождает конечный тон от функции главного устоя.
Региональные различия и историческая многослойность
Ладовая система русского песенного фольклора сложна и неоднородна, что объясняется широким разнообразием региональных традиций (локализм) и их формированием в разные исторические эпохи (полистадиальность). Это разнообразие делает русскую народную песню уникальной и многогранной частью мирового музыкального наследия.
Таким образом, русская народная песня является важным элементом культурного наследия, отражающим быт, труд и обряды русского народа, а также его музыкальные традиции и инновации.